Определите время написания статей о романах Ильфа и Петрова. Укажите, какой отрывок мог бы, по-вашему, принадлежать каждому из этих авторов.
-
Селивановский, 1932 год
-
Старков А. «"Двенадцать стульев" и "Золотой теленок"», 1969 год
-
Семанов С. «Из жизни великого комбинатора», 1980 год
-
Петровский М. «Уже написан Бендер...», 1997 год.
-
Образ бьет в глаза парадоксальностью. Остап – мелкий жулик, хотя ставит перед собой вроде бы крупную , по советским меркам – почти недостижимую цель: миллион рублей и Рио-де-Жанейро. Но все-таки – мелкий, ибо задачи, которые он ставит, много ниже возможностей его интеллекта. В то же время этот «мелкий» – крупная личность, что в относительном, что в абсолютном измерении. 3а этого жулика, функционирующего на грани и даже за гранью закона, хороший вкус и элегантное правосознание: уголовщина для него – пошлость. Его комбинаторные способности (не зря же он – «великий комбинатор») реализуются в необыкновенно изобретательных, быть может гениальных решениях пустяковых задач. Временами кажется (только ли кажется?), что Остапа волнует не выигрыш, но интеллектуально-художественный процесс как таковой – игра, правила которой он строго блюдет. Он артист, и он артистичен. И уж конечно, самый свободный человек в художественном мире романов о нем самом.
-
В отличие от «Двенадцати стульев» в «Золотом теленке» авантюра Бендера увенчивается успехом. Он получает миллион. Но именно здесь раскрывается замысел романа и образ Бендера. Если бы Бендер был только мошенником, хотя и талантливым, с ним не было бы смысла возиться в двух больших произведениях. Но деньги нужны Бендеру для того, чтобы утвердить свою власть над людьми, свою беспредельную силу в обществе. Бендер – мелкий бес капитализма и стяжательства, как его характерной черты. Он носитель духа частной инициативы. Перенесенный в обстановку капитализма, он бы там явился настоящим дельцом. В советской же стране он обречен быть мошенником. Его не удовлетворяет мелкое жульничество, он хочет крупной удачи. Он добывает миллион. Что же дальше? И тут обнаруживается роковой просчет... Миллионер Бендер оказывается самым беспомощным человеком в стране.
-
Следует сделать вывод: там, где Ильф и Петров выступают как неприхотливые юмористы, как объективные сатирики и только, стиль их легок, юмор здоров, а обличения справедливы. Действительно, вот обезумевшее стадо поклонников шахмат, разве оно не достойно осмеяния? Ну, заменим шахматы фигурным катанием, майором Штирлицем, модной эстрадной группой – ничего не изменится, останется тот же массовый идиотизм, которым так легко пользоваться в корыстных целях разного рода комбинаторам.
Но получается совсем иное, когда Ильф и Петров от сатиры переходят к глумлению, когда юмор подменяется натужными «хохмами», а литературный язык – жаргоном одесской барахолки. Так появляется на страницах дилогии высокомерие, презрительность, пошлость. /.../ Федор Иванович Востриков – приходской священник в небольшом уездном городе. Он являет собой целое скопище пороков: деляга, жулик и трус, лишенный чести и совести, и сан-то принял исключительно для того, чтобы не идти на фронт, и тайну исповеди использует в корыстных целях.... Отец Федор из храма Флора и Лавра является типичным представителем православного духовенства. Кстати, эти святые высоко чтимы на Руси и почитались покровителями скотоводства, в новейшее время особенно часто церкви этих святых встречались в сельской местности. Тип сельского священника разносторонне и полно описан в русской литературе... У русских священников имелись слабости, и они ревниво были отмечены русским прогрессивным искусством (вспомним картины Перова или тексты Щедрина), однако никому из самых грозных обличителей не доводилось все же изображать приходского священника в облике гешефтмахера. Тут Ильф и Петров что-то явно перепутали: коммерческим предпринимательством православная церковь не занималась никогда. -
Ильф и Петров вполне разделяют насмешливо-пренебрежительное отношение Бендера к персонажам «маленького мира». Зато далеко не всегда разделяют отношение Бендера к его собственным похождениям и уж вовсе не разделяют его потребительского отношения к той большой жизни, которая Остапу непонятна и неприятна.
Да, Бендер остроумен и умен, его отличают и чувство товарищества, и широта натуры /.../, но чем ближе к концу поиски стульев, тем заметнее обрастает Остап черточками, сближающими его с социальным типом накопителя. И писатели не скрывают этого. Если в первых главах романа интерес Остапа к бриллиантам во многом заслонен его страстью к приключениям, то чем ближе к развязке, тем отчетливее сатирики дают понять, что их герой плоть от плоти того же мира, в котором он вращается сам.
Чтобы увидеть ответ, нажмите на кнопку «Показать ответ» внизу страницы.