Проверка слова:

 Примеры запросов: чес*ный, проф*ес*ор, ветрен*ый и т. п.

Мультимедийный фестиваль «Живое слово» и сайт «Живое слово» объявляют о проведении интернет-конкурса «Грамотей-2015». 

Конкурс проводится в рамках Десятого Международного мультимедийного фестиваля «Живое слово».  Специальный конкурс – олимпиада по русскому языку  для студентов и школьников в рамках фестиваля проходит ежегодно. В прошлом году лучшим «Грамотеем» стала Анастасия Лидли, студентка Новосибирского государственного университета.

Условия конкурса:   К участию в конкурсе приглашаются школьники и студенты гуманитарных факультетов российских вузов. 

Дедлайн:  25  августа 2015 года.

Жюри конкурса: известные журналисты российских печатных и электронных СМИ, лингвисты, специалисты в области IT. 

Председатель жюри:  генеральный продюсер, директор фестиваля «Живое слово» Н. В. Зверева

Итоги конкурса: результаты будут объявлены 1 сентября 2015 года  на сайте «Живое слово».

Призы конкурса:

Финалисты  (5 участников, набравших наибольшее количество баллов) получат приглашение на фестиваль «Живое слово». Проезд и проживание  – за счет организаторов фестиваля.

Победитель получит главную награду фестиваля – почетный знак, выполненный в ювелирной технике драгоценной Казаковской филиграни. 

Всем финалистам  будут вручены дипломы фестиваля. 

Прием работ: по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «На конкурс»

Вместе с работой обязательно пришлите свою фотографию и небольшое резюме: имя, возраст, где учитесь, чем увлекаетесь…

Успехов участникам!


Олимпиада по русскому языку
«ГРАМОТЕЙ» в ГОД ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Слово песнь может обозначать раздел эпической поэмы или само эпическое произведение (вспомним «Песнь о вещем Олеге» Пушкина).

Помогите автору закончить фразу, используя падежные формы слова песнь:

В поэме Вергилия «Энеида» двенадцать …
Обратимся к третьей … поэмы. 

2. Сравните выделенные слова. Какое из них соответствует языковой норме? Мотивируйте свой ответ.

Не верь, не верь поэту, дева,
Его своим ты не зови
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви…

(Ф.И. Тютчев)

Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздились, грязные,
В галошах и без галош…

(В. Маяковский)

3. Перед вами отрывки из неоконченной фантастической повести М.Ю. Лермонтова «Штосс»: 1) … дом титулярного советника Штосса.
2) – Не угодно ли я вам промечу штос? – сказал старичок.
3) – Да кто же ты, ради бога?
Что-с?отвечал старичок, примаргивая одним глазом. Штос!  повторил в ужасе Лугин.
Какое языковое явление обыгрывает автор?
Что-с. Каково происхождение «с»?

4. Язык, кстати, связан с ландшафтом. В Армении гористая местность и слова – тоже гористые. Может встретиться фамилия, где пять согласных подряд: Мкртчян. А в Эстонии равнинная местность. Там такие слова: Сааремаа. Северные языки протяжные. К югу ускоряются. Французский язык набирает скорость, а испанский уже сыплет, как горох на блюдо. (В. Токарева)
Если развивать идею автора дальше, как можно охарактеризовать русский язык?
Являются ли выделенные слова благозвучными с точки зрения русского языка. Докажите свою точку зрения.

5. Сравните черновой и окончательный вариант пушкинского текста. Почему автор предпочёл второй вариант? Попробуйте ответить на тот вопрос, оценивая звучание каждого варианта.

I. Но слаще, средь ночных забав,
Напевы Тассовых октав!

II. Но слаще, средь ночных забав,
Напев Торкватовых октав!

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

6. В пьесе М. Горького «Дачники» есть такой диалог:
«СУСЛОВ … Говорят, вы обыграли кого-то в клубе...
ЗАМЫСЛОВ (мягко). Обо мне следует сказать: выиграл. Обыграл – это говорят о шулере».
Почему собеседник Суслова решил, что слово обыграл неприменимо к порядочному человеку? Отвечая на этот вопрос, учитывайте морфемный состав глагола.

7. Никанор Иванович… совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по несколько раз произносил фразы вроде: «А за квартиру Пушкин платить будет?» или «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?», «Нефть, стало быть, Пушкин покупать будет?» (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

… как немножко повздорим, так сразу к нему [возлюбленному] подступаю: «А кто за тебя детишек будет воспитывать? Пушкин, что ли?» (Вен. Ерофеев «Москва - Петушки»)

В разговорной речи мы иногда употребляем подобного рода «Пушкин-вопросы». Какое значение они имеют, каков их общий смысл? Как вы можете объяснить появление в русском языке такого типа вопросительных предложений?

8. См. отрывок из романа А. Платонова «Чевенгур».

− Как такие слова называются, которые непонятны? – скромно спросил Копёнкин. – Тернии что ли?
−Термины, − кратко ответил Дванов.
1) Докажите, что слово тернии в диалоге героев использовано автором неслучайно. Обоснуйте авторский выбор.
2) Что такое термины? Приведите пример. Могут ли они действительно быть «терниями»? В каких случаях?

9. Найдите в тексте отклонения от привычной сочетаемости слов (лексической и грамматической).  Объясните, как эти нарушения формируют новый, авторский смысл «старых» слов.

Счастье вырабатывается человеком, как энергия. Человек вырабатывает счастье сам, растрачивая направо и налево вещество жизни. Счастье не приходит в пустое место, где пустота и паутина. Оно приходит туда, где человек настроен на постижение главной, по сути, единственной мечты человечества: жить человеком, быть человеком, любить человеком. И мечтать только об этом.
Захар Прилепин «Больше ничего не будет (несколько слов о счастье)»

10. Перед вами отрывок из предисловия Юрия Полякова к его роману «Козлёнок в молоке». Какие речевые особенности (выбранные автором слова, синтаксические конструкции, тропы и т.п.) делают данный текст выразительным, действенным? 

… В творчестве я исповедую принцип «придуманной правды». Писатель – всего лишь карандаш, которым эпоха выводит необходимые ей слова.
Мы живём в эпоху литературных репутаций, нахально пытающихся заместить собой собственно литературу. Впрочем, эта постмодернистская реальность легко распространяется и на другие сферы нашей жизни. Мы слушаем певцов, лишённых голоса и даже слуха. Нашу жизнь определяют политики, за всю свою деятельность не принявшие ни одного верного решения. А консультируют их учёные, не замеченные ни в одном сколько-нибудь серьёзном исследовании. Мы с вами страдаем от реформ, даже не понимая, в чём они заключаются, а не понимаем мы этого в основном благодаря подробным телевизионным политкомментариям. Современное телевидение, как справедливо сказано, – это изобретение, позволяющее заходить к нам в спальню тем людям, которых мы не пустили бы даже на порог своего дома. А как вам нравятся «властители дум», утончённая творческая интеллигенция, старательно выполняющая функции козла-провокатора, ведущего покорное стадо на заклание?