Проверка слова:

  Вопрос № 304986  

Здравствуйте. Какой союз - "не" или "ни" нужно применить в предложении "Вести себя раскрепощённо... ни наивно, ни фамильярно, ни по-дилетантски, а только сердечно и тепло".

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать с частицей не: Вести себя раскрепощённо... не наивно, не фамильярно, не по-дилетантски, а только сердечно и тепло.

  Вопрос № 304985  

Уважаемая редакция, подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в выражении Живем как можем. И под какой случай подходит этот пример?

Ответ справочной службы русского языка

В значении 'по мере сил' слова как мог, как могли и т. д. не обособляются. Верно: Живем как можем.

  Вопрос № 304984  

Как правильно: На выполнение задания давалОСЬ минимум времени или давАЛСЯ минимум времени ?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: ...давалось минимум времени.

  Вопрос № 304983  

Допустимо ли употребление аббревиатуры ЧП в значении "чрезвычайное положение"?

Ответ справочной службы русского языка

Нет, поскольку ЧП — это чрезвычайное происшествие.

  Вопрос № 304982  

Добрый день! Подскажите, как правильно сократить слово "статьи" (например, статьи 285, 286, 290, 291 Уголовного кодекса РФ): "ст.ст." или "ст.". Аналогичный вопрос по поводу сокращения слов "пункты" ("п.п.", "пп." или "п."?) и "подпункты" ("подп.", "пп." или "пп.пп."?). Заранее благодарен!

Ответ справочной службы русского языка

Повтор в сокращении слов статьи и подпункты не нужен (ст. 285, 286, 290, 291; подп. 2, 4), слово пункты сокращается с удвоением: пп. 1, 2, 3.

Процитируем «Справочник издателя и автора» А. Мильчина и Л. Чельцовой.

«Меняют форму во мн. ч.:

1. Часть однобуквенных графических сокращений: они удваиваются, благодаря чему читатель не испытывает затруднений при чтении. Напр.: в 1976–1980 гг. (читателю не нужно думать, мн. или ед. ч. слова год здесь употреблено – сразу видно, что множественное), XIX–XX вв., пп. 1, 5 и 6.

Примечание. Следует отметить тенденцию к уменьшению числа однобуквенных сокращений, меняющих форму во мн. ч. Особенно это характерно для текстов, не рассчитанных на чтение вслух или мысленное проговаривание, т. е. читаемых только глазами, напр.: для библиогр. описания, где когда-то тома и листы писались в форме тт., лл., а теперь принята форма т. и л. независимо от числа».

  Вопрос № 304981  

Как пишется слово "неосвоение", слитно или раздельно ? Пример: Наблюдалось затягивание сроков осуществления Управлением закупок, что привело к неосвоению бюджетных средств в полном объёме.

Ответ справочной службы русского языка

В этом предложении неосвоение пишется слитно.

  Вопрос № 304980  

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какого рода слово халапеньо?

Ответ справочной службы русского языка

Это слово мужского рода (по родовому слову перец).

  Вопрос № 304979  

Добрый день! Могли бы пояснить? Корректно ли говорить о том, что "залежь" - несуществующая форма слова, ведь она зафиксирована в словарях. Другое дело, что мы употребляем его только во множественном числе. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

У слова залежи нет формы единственного числа. Поэтому — да, это несуществующая форма.

  Вопрос № 304978  

Добрый день. Нужна ли запятая перед "и" в предложении "Благодаря солнцу трава зеленеет и цветы цветут"?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед и не нужна, так как есть общий член предложения.

  Вопрос № 304977  

Здравствуйте! Нужна ли точка внутри закрывающей скобки после слов "информации", "оценка" (публикуется список тем): 6 класс «Все обо всем» (словари, справочники. Виды справочных изданий по содержанию). 8 класс «Информационный запрос». (Правила оформления записи источника информации); «Анализ текста». (Восприятие, истолкование оценка). Какой вариант предпочтительней использовать: как для 6-го класса (без точки после темы и с маленькой буквы после скобки) или как для 8-го? Допустимы ли разные варианты в одном тексте?

Ответ справочной службы русского языка

Верный вариант оформления: 6 класс: «Все обо всем» (словари, справочники, виды справочных изданий по содержанию). 8 класс: «Информационный запрос» (правила оформления записи источника информации), «Анализ текста» (восприятие, истолкование, оценка). 

  Вопрос № 304976  

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как верно: "Инструкция по..." или "Инструкция о/об...."? Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Как правило, верно: инструкция по.

  Вопрос № 304975  

Знаю, что в русском языке есть лишь соединительные гласные "о" и "е". В таком случае прошу уважаемый портал пояснить, какая соединительная гласная в двукоренном слове "коронавирус". Спасибо заранее.

Ответ справочной службы русского языка

Слово коронавирус образовалось не в русском языке, оно было заимствовано. Гласная а на конце первой части этого слова была унаследована от языка-источника. Такова судьба некоторых других заимствованных слов, например: вибрафон, гексаген, дельтаплан, ротавирус.

  Вопрос № 304974  

Здравствуйте. В ответе на вопрос №296246 вы отметили, что некоторые аббревиатуры могут писаться и прописными, и строчными буквами, напр.: НЭП и нэп. Возможно ли написание аббревиатуры с сочетанием прописных и строчных букв - Нэп (по правилам написания "Новая экономическая политика")

Ответ справочной службы русского языка

Написание Нэп неправильно. 

  Вопрос № 304973  

Разъясните, как правильно писать слово "короновирусная" или коронавирусная"

Ответ справочной службы русского языка

Верно: коронавирусная. См. вопрос 304593.

  Вопрос № 304972  

Может ли автор решить, писать ли ему прилагательное с большой или маленькой буквы , несмотря на то что есть правило с суффиксом "ск". Например, мы изучаем Платоновский текст.

Ответ справочной службы русского языка

Если прилагательное с суффиксом -ск- само по себе не является именем собственным (например, как в сочетании Александровский сад), то оно не может писаться с большой буквы по воле автора.