Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Ирина Лукьянова: «Дать детям понимание, что язык — это инструмент»

Ирина Лукьянова: «Дать детям понимание, что язык — это инструмент»
В коллаже использованы материалы фотобанка Pexels

Учитель, писатель и журналист Ирина Лукьянова в статье для издания «Мел» предлагает на уроках русского языка и литературы растить коммуникативно грамотных взрослых.

Почему на уроках русского языка не происходит живой жизни? Одна из причин в том, что дети имеют дело со специальными учебными текстами, написанными специальным языком. Это относится и к художественной литературе, которая воспринимается как «учебник жизни». Упражнения по русскому обычно лишены смысла и не расширяют кругозор, в качестве текста для анализа школьникам предлагают занудное морализаторство.

В результате ребенок не знает, на каком языке говорят и пишут обычные взрослые люди, потому что он знает только специальный школьный язык. Он вырастает в коммуникативно неграмотного взрослого, который не имеет нужных инструментов, чтобы решить свои задачи. В его текстах будут преобладать канцеляризмы, просторечие и нецензурная лексика. 

Учить детей таким письменным практикам, которые им необходимы в жизни, нужно как можно раньше. Ирина Лукьянова на собственном опыте и конкретных примерах объясняет, почему важно развивать живую и разнообразную речь школьников и как именно это можно делать, даже не выходя за пределы существующей школьной системы.
 

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

70% россиян считают русский язык самым важным школьным предметом

Об этом говорят результаты опроса, проведенного сервисами «Работа.ру» и «Деловая среда»

Спрос на репетиторов по литературе в 2023 году вырос более чем на 70%

Литература и русский язык — в тройке самых популярных предметов

Как сделать классические тексты понятными современным школьникам

Онлайн-конференция 23 декабря посвящена запуску проекта «Слово Толстого»

все публикации

Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие


Вышел первый выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

«Фреш», «бишь» и научная терминология до Ломоносова 


Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Интервью с автором новой книги о коммуникации в дикой природе


Чем нас привлекают искусственные языки

Их создание и изучение помогает лучше понять границы естественного языка


Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка