Стили и жанры
В деловых документах обычно указывается тип документа, а также заголовок, отражающий содержание документа.
Тип документа определяется жанром и речевой ситуации:
-
организация – организация (деловые письма, рекламации)
-
внутри организации (протокол, акт, приказ)
-
человек – организация (заявление, резюме)
-
организация – человек (приказ, должностная инструкция, доверенность)
Документы, регламентирующие деятельность предприятия
Приказ – нормативный документ, издаваемый руководителем предприятия для решения каких-либо задач. Приказ должен иметь:
-
название вида документа (например: Приказ о реорганизации предприятия),
-
номер,
-
дату подписания руководителем,
-
подпись.
Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях. Протоколы могут быть краткими и полными.
Реквизиты:
-
вид документа (протокол),
-
название предприятия,
-
дата,
-
номер документа,
-
заголовок (например: Протокол заседания редакции портала ГРАМОТА.РУ),
-
текст,
-
подписи.
Текст протокола состоит из вводной и основной частей:
-
Председатель, секретарь, присутствовали (в именительном падеже), повестка дня.
-
Слушали, выступили, постановили. Постановление — самая важная часть протокола.
Акт – документ, подтверждающий факты, события.
Реквизиты:
-
наименование предприятия,
-
вид документа,
-
дата,
-
номер,
-
заголовок,
-
текст,
-
отметка о наличии приложений,
-
подписи.
Акт состоит из двух частей:
-
Основание, члены комиссии в алфавитном порядке, председатель.
-
Цели, задачи и суть проведенной работы.
Докладная и объяснительная записки – документ, адресованный руководителю предприятия, содержащий изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями или объясняющий причины невыполнения каких-либо поручений. Реквизиты:
-
наименование предприятия,
-
вид документа,
-
заголовок (отражающий содержание),
-
дата,
-
текст,
-
подпись.